10.01.2022
«Поймать дефект»
Автодиагност ООО «Автобат» рассказал БНК о передовом подходе к ремонту грузовиков.
Технический специалист ООО «Автобат» Артём Кузнецов в беседе с БНК поделился информацией о работе в новом дилерском центре MAN в Сыктывкаре. ООО «Автобат» является официальным дилером немецкой компании «МАН Трак энд Бас» в Коми и предоставляет полный спектр услуг по продаже и обслуживанию автомобилей марки MAN. В интервью Артём рассказал, почему автодиагносты востребованы на рынке, о современных технологиях в обслуживании грузового транспорта. Также в разговоре были затронуты перспективы профессионального развития для молодых специалистов в сфере обслуживания грузовых автомобилей.
— Расскажите, как вы связали судьбу со сферой технического обслуживания грузовой техники?
— Я с детства очень тесно был связан с техникой. Когда отец занимался ремонтом грузовых автомобилей, я часто был рядом и помогал. Мне всегда это нравилось. Поэтому и сомнений по поводу выбора будущей профессии не возникало. Получить образование решил в Сыктывкарском лесном институте. В «Автобат» оказался, когда тут уже был запущен проект магазина запасных частей для грузовых автомобилей, а в 2020 году стали заниматься запуском дилерского центра.
— Вы технический специалист с высшим образованием и начали свою профессиональную деятельность у местного дилера MAN с момента основания. Из чего состоят ваши обязанности?
— Обязанности состоят из функций менеджера отдела запасных частей, диагноста и инженера по электрооборудованию.
Моя работа как менеджера состоит в основном из снабжения станции количеством запчастей, которые необходимы в текущем ремонте. Соответственно, процесс начинается с идентификации транспортного средства, поиска необходимых запасных частей в каталогах МАН, формированием цен и заказа. Вторая часть работы менеджера состоит уже из ведения заказа: отслеживания, логистики, приёма и выдачи в сервис.
Функции диагноста выполняются посредством контрольно-диагностической системы MAN MANCatsIII. Это дорогостоящее оборудование позволяет выполнить глубокую проверку автомобилей, шасси автобусов и встроенных двигателей, считываются и отображаются производственные параметры, электросхемы. Наша задача — с помощью диагностической системы найти саму неисправность и избавиться от её причины. Иными словами, при жалобе клиента на плохую тягу двигателя, мы считываем регистратор неисправностей, запускаем тесты топливной системы и уже с высокой точностью выявляем дефектный элемент.
— Требовалось ли прохождение специализированных курсов и сдача экзаменов для работы в дилерском центре такой крупной сети?
— Каждый работник станции, чья работа связана с техническим обслуживанием или работой сервиса, при приеме на любую из должностей проходит обязательный начальный обучающий курс, состоящий из 10 блоков. В конце каждого из блоков проходит аттестация и вручение сертификата о прохождении курса. Также российское подразделение МАН проводит локальные курсы в Подольском и Санкт-Петербургском учебном центре. Эти курсы связаны с ремонтом определенных узлов и агрегатов. Существует онлайн-обучение с использованием видеоконференций. Именно в таком формате мы и занимаемся чаще всего. Для диагностов предусмотрены специальные дополнительные курсы, по истечению которых также проводится аттестация, а затем в случае успешного завершения подготовки и тестирования присваивается квалификация «MAN-эксперт».
— Ваш директор Евгений Смердов в интервью «КомиОнлайну» рассказал, что на рынке труда не первый год существует проблема найти хороших технических специалистов, а автодиагност — одна из самых востребованных специальностей. В чем сложность работы диагноста?
— С каждым новым поколением грузовые автомобили получают новые электронные системы, становятся более технологичными, а решение появляющихся неисправностей связанных с новыми системами как раз вопрос диагностов. Для владельцев грузового транспорта каждый час простоя техники приводит к существенным убыткам, поэтому важно обеспечить оперативный и качественный сервис. Такой клиент будет готов оплатить ремонт в официальном сервисе, лишь бы транспорт отремонтировали в срок и без необходимости обращаться снова из-за непрофессионального подхода к поиску проблемы. Особенно это касается случаев с электронными системами, потому что механические поломки, по большей части, перевозчики в целях экономии пытаются решить собственными силами, с электрикой же без специального диагностического оборудования решить проблему не так просто.
— Насколько меняется культура автомобильного обслуживания с приходом новых электронных систем?
— Основной инструмент, который мы используем для диагностики и устранения неисправностей — это современный диагностический интерфейс, адаптированный для марки MAN. Он имеет большое количество тестов исполнительных механизмов. В большинстве случаев с помощью этой системы мы быстро и точно определяем конкретный неисправный узел или элемент автомобиля.
Например, заказчик приезжает с жалобой на увеличенный расход топлива. В регистраторе неисправностей мы видим активную ошибку датчика давления наддува. После этого начинается этап проверки — тестовая поездка с подключенным к разъёму автомобиля ноутбуком, который продолжает следить за показаниями этого датчика в реальном времени через систему MAN-cats. Если показания действительно некорректны, то проверяем цепь этого датчика, а в случае исправности цепи делаем вывод, что сам датчик нуждается в ремонте.
— Как вы можете оценить опыт применения таких систем диагностики на практике?
— Вместе с технологиями в автомобилестроении вперёд идут и технологии в диагностическом оборудовании, и, соответственно, упрощается процесс поиска неисправности. У нас в распоряжении всё оборудование, необходимое для оперативной локализации проблемы. Раньше клиенты устраняли неисправности у непрофессиональных мастеров, без использования софта, можно сказать наугад. Конечно, такой подход тратил больше времени и средств. Наш подход экономит силы механиков и время клиентов.
— Какие случаи можно назвать сложными в вашей практике?
— Самые сложные неисправности — это те, которые трудно воспроизвести по описанию. Например, водитель приезжает на сервис с жалобой на потерю мощности при движении по неровностям. Мы начинаем процесс диагностики, но проблему определить не получается — проверка цепей на наличие обрывов или замыканий проходит успешно. То есть мы не видим проблему, с которой обратился клиент. В таких случаях единственных выход — это отправить водителя на ходовые испытания и пытаться «поймать» этот дефект.
— Какие требования к безопасности при работе с грузовым транспортом?
— Каждый наш сотрудник, который работает непосредственно с техникой, регулярно проходит инструктаж. За обязательством использовать средства индивидуальной защиты наблюдает мастер смены. И в целом вся работа производится строго по регламенту и под непосредственным контролем мастера смены.
— Кадровая политика компании направлена на приём свежих кадров?
— Эффективное использование кадров повышает конкурентоспособность компаний, поэтому и в нашей организации достаточное количество молодых людей — механики, приемщики, маркетологи, бухгалтера. То есть практически в каждой сфере у «Автобат» есть достаточно свежие кадры. Организация довольно смело берёт под своё крыло учащихся практикантов, что и даёт возможность находить перспективных и талантливых людей для дальнейшего сотрудничества, а также помогать этим молодым специалистам в их профессиональном пути.
— К чему надо быть готовым молодому человеку, который решит выбрать для себя путь технического инженера?
— В первую очередь ценится терпение. Не менее важны умения читать электросхемы, понимать принципы работы различных элементов электрооборудования, и главное — желание и стремление к профессиональному развитию.
Фото предоставлено ООО «Автобат»
Текст с сайта информационного агентства БНК